Пояснительная записка к учебным планам
МБОУ «СОШ п. Синегорье» на 2017/2018 учебный год.
Учебные планы созданы на основе документов:
1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
4. Базисного учебного плана РФ (приказ Минобразования РФ от 09.03.04. №1312), с учетом изменений в федеральный БУП (приказ министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. № 889).
5. Базисного учебного плана РФ (приказ Минобразования РФ от 06 октября 2009 года №373).
6. Приказа министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 (рег. №19707 от 04 февраля 2011 г.) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373).
7. Приказа министерства образования и науки РФ от 07 июня 2017 года № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»
8. Приказа департамента образования Магаданской области № 459 от 16.06.2011 г. «О внесении изменений в региональный учебный план».
16. Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (I вариант) (приказ Минобразования РФ от 10.04.02. №29/2065-п).
Учебный план является частью образовательной программы школы, учитывает выдвинутые законом «Об образовании в РФ» принципы гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческим ценностям, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; общедоступности образования; адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.
Учебный план обеспечивает достижение следующих целей:
ü Предоставить каждому учащемуся возможность получить среднее общее образование.
ü Развить способности и творческий потенциал каждого ученика за счет базового (федерального и регионального) компонентов и компонента образовательного учреждения.
ü Обеспечить создание условий для повышения готовности подростков к социальному профессиональному и культурному самоопределению, введя предпрофильную подготовку с 9-го класса.
üсоздание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с гибкими возможностями построения школьниками индивидуального маршрута в образовательном пространстве старшей профильной школы;
1-9 классы работают в режиме пятидневной учебной недели. В 10-11 классах - шестидневная учебная неделя.
Данный режим работы учебного заведения обеспечивает выполнение базового компонента и использование школьного компонента в соответствии с интересами и потребностями учащихся, способствуя реализации идеи развития личности в культурно- нравственном и интеллектуальном плане, обеспечивая условия для самовыражения и самоопределения учащихся.
В 1-7 классах учебный план ориентирован на освоение образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФГОС ООО.
Таким образом, основными задачами учебного процесса в школе является овладение системой знаний, умений и навыков, высокий уровень качества образования, разностороннее развитие личности.
Начальное общее образование.
В 2017/2018 учебном году 1-4 классы обучаются по Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, направлена на увеличение учебных часов, отводимых на изучение русского языка в 1-4 классах, согласно 5-часовой программе под ред. Т.Г. Рамзаевой.
Введено изучение иностранного языка со 2-го класса (2 часа в неделю), что в дальнейшем обеспечивает повышенную (по сравнению с базовым уровнем) подготовку учащихся 2-4 классов.
Внеурочная деятельность (по 4 часа в 1-4 классах) организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) и будет осуществляться за счет педагогических работников школы.
Учебный предмет ОРКСЭ изучается в 4 классе в объеме 34 ч. в год как обязательный предмет базисного учебного плана.
Оценочная деятельность учителя начальных классов строится в соответствии с письмом Минобразования России № 1561/14‑15 и № 2021/11-13, а также Уставом школы. Согласно указанным документам в первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Во втором классе оценки начинают ставить в первой четверти после того, как закончится повторение изученного в первом классе.
Основное общее образование.
5-7 классы обучаются по Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования с 01 сентября 2015 года.
8-9 классы обучаются в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (2004 год). На второй ступени обучения, продолжающей формирование познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив ставит перед собой следующие задачи:
· заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования на третьей ступени обучения;
· создать условия для самовыражения учащихся на учебных и внеучебных занятиях в школе и вне её.
Условия, обеспечивающие учет индивидуальных и личностных особенностей учащихся второй ступени обучения, реализуются за счет индивидуальных, факультативных, элективных и групповых занятий по различным учебным областям.
По своей структуре учебный план для учащихся 8-9 классов соответствует региональному базисному плану с сохранением в необходимом объёме содержания, являющегося обязательным для обеспечения базового стандарта обучения.
В 5, 6 классах часть, формируемая участниками образовательного процесса направлена на введение учебного курса информатики в количестве 1 недельного часа. Внеурочная деятельность будет осуществляться за счет организаций дополнительного образования.
В учебном плане сохраняется номенклатура обязательных предметов.
В соответствии с учебным планом классы делятся на две группы при изучении ключевых дисциплин (иностранного языка, технологии, информатики).
Основные учебные предметы дополнены предметами регионального компонента. В учебном плане для учащихся 8-9 классов введено: в 8,9 классах – по 0,5 часа на изучение географии Магаданской области; с 8 по 9 классы – 0,5 часа на изучение истории и общества родного края. Предмет «Литература Северо-Востока России» в 9 классе интегрируется в учебный предмет "Литература" без выделения часов в количестве 7 часов в год.
Часы компонента образовательного учреждения распределены: в 8 классе на факультативные занятия (русский язык и математика); в 9 классе на элективные курсы для организации профильной подготовки обучающихся.
Следовательно, учебная нагрузка каждого ученика состоит из часов, отведенных на базовый компонент с учетом специфики работы общеобразовательного учреждения, из часов школьного и регионального компонентов. В сумме она не превышает для школьника максимального объема обязательной учебной нагрузки.
Среднее общее образование.
На третьей ступени обучения завершается образовательная подготовка учащихся. Школа ставит перед собой задачу – достижение каждым выпускником функциональной грамотности и его подготовку к поступлению в вузы.
10-е классы перешли на учебный план для универсального обучения (непрофильного обучения).
При составлении учебного плана для универсального класса были включены в учебный план обязательные учебные предметы на базовом уровне (из часов инвариантной и вариативной частей федерального компонента).
Часы вариативной части федерального компонента (компонента образовательного учреждения) направлены:
- на увеличение часов по истории (1 час) согласно программам, реализуемым в образовательном учреждении (102- часовая программа по истории, включая Всеобщую историю авт. Н.В. Загладина – Н.А. Симония и Историю России А.Н. Сахарова – А.Н. Боханова – Н.В. Загладина);
- на реализацию программы по географии полностью (2 н/часа) в 10 классе;
- на введение учебного предмета «Астрономия» (1 н/ч) в 10 классе.
Часы вариативной части федерального компонента (регионального (национально-регионального) компонента) направлены на изучение следующих курсов:
10 класс - «Литература Северо - Востока» (0,5ч.), «История Северо-Востока» (0,5ч.), «Региональная экономика» (0,5 ч.), «Природопользование и охрана природы в Магаданской области» (0,5ч.).
Элективные курсы реализуются за счет компонента образовательного учреждения и служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий: «Задачи в школьном курсе математики», «Задачи планиметрии», «Правоведение», «Алгоритмизация и программирование на языках высокого уровня», «Многоаспектный анализ текста».
11-й класс реализуют учебный план для универсального (непрофильного) обучения.
При составлении учебного плана для универсального класса были включены в учебный план обязательные учебные предметы на базовом уровне (из часов инвариантной и вариативной частей федерального компонента).
Часы вариативной части федерального компонента (компонента образовательного учреждения) направлены на увеличение часов по информатике (1 час) согласно реализуемой 68 – часовой программе под ред. Угриновича Н.Д.
Часы вариативной части федерального компонента (регионального (национально-регионального) компонента) направлены на изучение следующих курсов:
11 класс - «Литература Северо - Востока» (0,5ч.), «Общество и политика на Северо-Востоке России» (0,5ч.), «Региональная экономика» (0,5 ч.), «Природопользование и охрана природы в Магаданской области» (0,5ч.).
Элективные курсы реализуются за счет компонента образовательного учреждения и служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий: «Нестандартные методы решения уравнений, систем и неравенств»,
«Геометрические задачи», «Дети и молодежь в англоязычных странах: жизнь, проблемы, права и обязанности», «Практическое право», «Физика Земли», «Алгоритмизация и программирование на языках высокого уровня», «Многоаспектный анализ текста», «Абсолютная грамотность».
Для учащихся, с ограниченными возможностями здоровья, организуется индивидуальное обучение по общеобразовательной программе и по программам VII и VIII вида.
Пояснительная записка к учебным планам
МБОУ «СОШ п. Синегорье» на 2016/2017 учебный год.
Учебные планы созданы на основе документов:
1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
4. Базисного учебного плана РФ (приказ Минобразования РФ от 09.03.04. №1312), с учетом изменений в федеральный БУП (приказ министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. № 889).
5. Базисного учебного плана РФ (приказ Минобразования РФ от 06 октября 2009 года №373).
6. Приказа министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 (рег. №19707 от 04 февраля 2011 г.) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373).
7. Приказа департамента образования Магаданской области № 459 от 16.06.2011 г. «О внесении изменений в региональный учебный план».
10. Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (I вариант) (приказ Минобразования РФ от 10.04.02. №29/2065-п).
Учебный план является частью образовательной программы школы, учитывает выдвинутые законом «Об образовании в РФ» принципы гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческим ценностям, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; общедоступности образования; адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.
Учебный план обеспечивает достижение следующих целей:
ü Предоставить каждому учащемуся возможность получить среднее (полное) общее образование.
ü Развить способности и творческий потенциал каждого ученика за счет базового (федерального и регионального) компонентов и компонента образовательного учреждения.
ü Обеспечить создание условий для повышения готовности подростков к социальному профессиональному и культурному самоопределению, введя предпрофильную подготовку с 9-го класса.
üсоздание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с гибкими возможностями построения школьниками индивидуального маршрута в образовательном пространстве старшей профильной школы;
1-9 классы работают в режиме пятидневной учебной недели. В 10-11 классах - шестидневная учебная неделя.
Данный режим работы учебного заведения обеспечивает выполнение базового компонента и использование школьного компонента в соответствии с интересами и потребностями учащихся, способствуя реализации идеи развития личности в культурно- нравственном и интеллектуальном плане, обеспечивая условия для самовыражения и самоопределения учащихся.
В 1-6 классах учебный план ориентирован на освоение образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФГОС ООО.
Таким образом, основными задачами учебного процесса в школе является овладение системой знаний, умений и навыков, высокий уровень качества образования, разностороннее развитие личности.
Начальное общее образование.
Начальная ступень обучения реализует образовательную программу «Школа России» под ред. А.А.Плешакова (1-4 классы). В 2016/2017 учебном году 1-4 классы обучаются по Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, направлена на увеличение учебных часов, отводимых на изучение русского языка в 1-4 классах, согласно 5-часовой программе под ред. Т.Г. Рамзаевой.
Введено изучение иностранного языка со 2-го класса (2 часа в неделю), что в дальнейшем обеспечивает повышенную (по сравнению с базовым уровнем) подготовку учащихся 2-4 классов.
Внеурочная деятельность (по 4 часа в 1-4 классах) организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) и будет осуществляться за счет педагогических работников школы.
Учебный предмет ОРКСЭ изучается в 4 классе в объеме 34 ч. в год как обязательный предмет базисного учебного плана.
Оценочная деятельность учителя начальных классов строится в соответствии с письмом Минобразования России № 1561/14‑15 и № 2021/11-13, а также Уставом школы. Согласно указанным документам в первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Во втором классе оценки начинают ставить в первой четверти после того, как закончится повторение изученного в первом классе.
Основное общее образование.
5-6 классы обучаются по Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования с 01 сентября 2015 года.
7-9 классы обучаются в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (2004 год). На второй ступени обучения, продолжающей формирование познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив ставит перед собой следующие задачи:
· заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования на третьей ступени обучения;
· создать условия для самовыражения учащихся на учебных и внеучебных занятиях в школе и вне её.
Условия, обеспечивающие учет индивидуальных и личностных особенностей учащихся второй ступени обучения, реализуются за счет индивидуальных, факультативных, элективных и групповых занятий по различным учебным областям.
Часы регионального компонента «Литература Северо-Востока России» интегрируется в предмет литература (7, 9 кл.).
По своей структуре учебный план для учащихся 7-9 классов соответствует региональному базисному плану с сохранением в необходимом объёме содержания, являющегося обязательным для обеспечения базового стандарта обучения.
В 5, 6 классах часть, формируемая участниками образовательного процесса направлена на введение учебного курса информатики в количестве 1 недельного часа. Внеурочная деятельность будет осуществляться за счет организаций доп. образования.
В учебном плане сохраняется номенклатура обязательных предметов.
В соответствии с учебным планом классы делятся на две группы при изучении ключевых дисциплин (иностранного языка, технологии, информатики).
Часы компонента образовательного учреждения и регионального компонента используются на усиление дисциплин базового цикла, имеющих минимальное количество обязательных часов (русского языка, литературы, биологии, география). С этой целью увеличено количество часов за счёт школьного компонента: на русский язык в 7 классе на 2 часа, технологии в 8 классе на 1 час. В данных классах реализуются следующие программы: русский язык – 170- часовая программа под ред. Баранова М.Т.; технология 68-часовая программа под ред. Симоненко В.Д., Хотунцевой Ю.Л.
В учебном плане учтена специфика введения предпрофильного обучения в 9 классах. За счет часов технологии в 9-х классах вводятся элективные курсы по выбору учащихся и профориентационный курс.
Основные учебные предметы дополнены предметами регионального компонента. В учебном плане для учащихся 7-9 классов введено: в 8,9 классах – по 0,5 часа на изучение географии Магаданской области; в 7 классе – 0,5 часа на изучение биологии (животный мир родного края); с 7 по 9 классы – 0,5 часа на изучение истории и общества родного края.
Следовательно, учебная нагрузка каждого ученика состоит из часов, отведенных на базовый компонент с учетом специфики работы общеобразовательного учреждения, из часов школьного и регионального компонентов. В сумме она не превышает для школьника максимального объема обязательной учебной нагрузки.
Среднее общее образование.
На третьей ступени обучения завершается образовательная подготовка учащихся. Школа ставит перед собой задачу – достижение каждым выпускником функциональной грамотности и его подготовку к поступлению в вузы.
10-е классы перешли на учебный план для универсального обучения (непрофильного обучения).
При составлении учебного плана для универсального класса были включены в учебный план обязательные учебные предметы на базовом уровне (из часов инвариантной и вариативной частей федерального компонента).
Часы вариативной части федерального компонента (компонента образовательного учреждения) направлены на увеличение часов по истории (1 час) согласно программам, реализуемым в образовательном учреждении (102- часовая программа по истории, включая Всеобщую историю авт. Н.В. Загладина – Н.А. Симония и Историю России А.Н. Сахарова – А.Н. Боханова – Н.В. Загладина). Программа по географии полностью (2 н/часа) реализуется в 10 классе.
Часы вариативной части федерального компонента (регионального (национально-регионального) компонента) направлены на изучение следующих курсов:
10 класс - «Литература Северо - Востока» (0,5ч.), «История Северо-Востока» (0,5ч.), «Региональная экономика» (0,5 ч.), «Природопользование и охрана природы в Магаданской области» (0,5ч.).
Элективные курсы реализуются за счет компонента образовательного учреждения и служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий: «Задачи в школьном курсе математики», «Задачи планиметрии», «Правоведение», «Алгоритмизация и программирование на языках высокого уровня», «Многоаспектный анализ текста», «Физика Земли».
11-й класс реализуют учебный план для универсального (непрофильного) обучения.
При составлении учебного плана для универсального класса были включены в учебный план обязательные учебные предметы на базовом уровне (из часов инвариантной и вариативной частей федерального компонента).
Часы вариативной части федерального компонента (компонента образовательного учреждения) направлены на увеличение часов по информатике (1 час) согласно реализуемой 68 – часовой программе под ред. Угриновича Н.Д.
Для учащихся 10-11 классов введено по 2 часа на изучение регионального (национально-регионального) компонента.
Часы вариативной части федерального компонента (регионального (национально-регионального) компонента) направлены на изучение следующих курсов:
11 класс - «Литература Северо - Востока» (0,5ч.), «Общество и политика на Северо-Востоке России» (0,5ч.), «Региональная экономика» (0,5 ч.), «Природопользование и охрана природы в Магаданской области» (0,5ч.).
Элективные курсы реализуются за счет компонента образовательного учреждения и служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий: «Нестандартные методы решения уравнений, систем и неравенств»,
«Геометрические задачи», «Дети и молодежь в англоязычных странах: жизнь, проблемы, права и обязанности», «Практическое право», «Физика Земли», «Алгоритмизация и программирование на языках высокого уровня», «Многоаспектный анализ текста», «Абсолютная грамотность».
Для учащихся, с ограниченными возможностями здоровья, организуется индивидуальное обучение по общеобразовательной программе и по программе VII и VIII вида.